Доступная среда
Инструкция по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан при посещении ГБОУ ДО РК ДДЮТ
Приказ о создании условий доступности
Проект «Доступная среда» – общие понятия
Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п .
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»
В ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» с 2012 года ведётся активная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Всего в ДДЮТ обучается 166 детей данной категории.
Дети имеют возможность обучаться как в специализированных группах для детей с ОВЗ, так и в общих (инклюзивных) группах. В нашем учреждении организовано обучение в 58 инклюзивных группах, где обучается 46 детей с ОВЗ и с инвалидностью. В специальных группах обучается 120 детей. Их обучение ведется по художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, технической направленностям.
Широкий спектр направлений инклюзивных групп позволяет детям с ОВЗ развивать свои способности в области компьютерных технологий, в изобразительном искусстве, росписи по шелку, бисероплетении, фитодизайне, создании мягкой игрушки, в изучении иностранных языков, в вокальном и инструментальном исполнении, танцах, спортивной акробатике, художественной гимнастике, шахматах, карате, картинге, актерском мастерстве.
Специальные группы для детей с ОВЗ, в которых обучение проходит по 7 адаптированным образовательным программам – это:
- Кружок «Очумелые ручки», педагог – Самойлова Н.А.;
- Студия ИЗО «Акварель», педагог – Антипцева И.В.;
- Секция шахмат «Гамбит», педагог – Пахманов Б.Г.;
- Кружок «ИКТешка», педагог – Пинчук Н.Н.;
- Студия «Умельцы» и «Ладушки» (на базе ГБОУ РК Симферопольской специальной школы-интернат №2), педагог – Выгривач С.А.;
- Театр - Танца «Слышащие сердцем» (на базе ГБОУ РК Симферопольской специальной школы-интернат №2), педагог – Гарькавая Е.С.
Допустимый возраст обучающихся с ОВЗ регламентируется адаптированными дополнительными образовательными (АДОП) и дополнительными образовательными программами.
Разработка адаптированных программ осуществляется с учетом требований приказа Минпросвещения РФ от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Основанием для приема детей с ОВЗ на обучение по адаптированным дополнительным образовательным программам (т.е. специальные группы) является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и/или документ, подтверждающий статус ребенка-инвалида, индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА, родители предоставляют на свое усмотрение).
Если в общей группе обучается ребенок с ОВЗ (имеются документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида), эта группа становится инклюзивной. В противном случае группа инклюзивной считаться не может.
Все документы (копия заключения ПМПК, копия справки об инвалидности, копия ИПР) хранятся у педагога-психолога, который несет ответственность за хранение и неразглашение личной информации (закреплено в Положении о приеме и отчислении детей с ОВЗ).
В ГБОУ ДО РК «ДДЮТ», большую роль в развитии, обучении и коррекции детей с ОВЗ играют психологи.
При поступлении ребенка с ОВЗ во Дворец психологи проводят предварительное изучение медицинских показаний, заключений ПМПК и рекомендаций. Также проводится опрос родителей и знакомство педагога-психолога с ребенком. Во время встречи устанавливается первичный визуальный и эмоциональный контакт с ребенком, изучение его индивидуальных способов адаптации, коммуникативных навыков, уровня развития когнитивной сферы, речи, особенности эмоционально-волевой сферы (на сколько это представится возможным). В результате все полученные данные вносятся в индивидуальную карту обучающегося и учитываются при разработке рекомендаций для педагогов и дальнейшей коррекционной работы.
Особенность и в тоже время сложность работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» заключается в том, что в одной группе могут заниматься дети различных нозологических групп и разного возраста. Педагоги выстраивают свою работу таким образом, чтобы на одном занятии использовать наглядность, различные методы и способы подачи материала, опираясь на индивидуальные особенности восприятия и переработки информации. В помощь педагогу родители выступают в качестве тьюторов.
Педагоги создают на занятиях атмосферу уюта и семейного комфорта, что является важнейшим фактором для успешной адаптации и плодотворного обучения детей.
Педагоги внедряют опыт ведущих специалистов и, конечно же, как творческие личности, разрабатывают свои подходы.
Для эффективной работы с детьми с ОВЗ осуществляется постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы.
Раз в месяц проводятся, группы-встреч (общая группа, в которой участвуют родители нормотипичных детей и детей с ОВЗ вместе). В работе групп-встреч используются: тренинговые упражнения, дискуссии, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ поступков, чувств детей и родителей, анализ типов коммуникаций, различных ситуаций, анализ и коррекция жизненных сценариев, психологическое просвещение.
После работы в группе-встреч по запросу родителей проводятся индивидуальные консультации для решения личных проблем или назначаются дополнительные занятия психолога с ребенком.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью проводится по запросу родителей. Для эффективной работы педагог-психолог заполняет индивидуальный коррекционно-восстановительный маршрут.
Направления деятельности педагога-психолога с детьми с ОВЗ и инвалидностью:
1. Диагностическая работа.
2. Консультативная работа (для всех участников образовательного процесса).
3. Коррекционно-развивающая и коррекционно-восстановительная работа.
4. Психологическое просвещение участников образовательного процесса.
5. Социализация и социальное развитие детей с ОВЗ и инвалидностью.
6. Создание благоприятной атмосферы в ДДЮТ, необходимых для социализации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в «ДДЮТ» проходит интересно и насыщенно. В учреждении систематически организовываются выставки творческих работ детей с ОВЗ, концерты занимающихся по классу фортепиано; обучающиеся участвуют в турнирах по шахматам. Для ребят проводятся воспитательные мероприятия, праздники:
- праздник, посвященный Дню народного единства;
- развлекательное мероприятие, посвященное международному дню инвалида;
- неделя инклюзивного образования, которая завершается концертно-развлекательным инклюзивным мероприятием «Фестиваль талантов»;
- новогодние утренники.
На ежеквартальных совещаниях для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, мы совместно рассматриваем проблемные вопросы, анализируем эффективность использования различных педагогических и психологических методов на занятиях. Психологи и педагоги ДДЮТ делятся своим опытом с педагогами дополнительного образования Крыма на республиканских семинарах и методических объединениях.
Доступ к информационным системам и информационно-
телекоммуникационным сетям, электронные образовательные ресурсы
Имя ссылки |
Ссылка |
Конструктор специальной индивидуальной программы развития для детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР |
|
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Министерство образования и науки РФ |
|
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
http://school-collection.edu.ru/
|
Электронная библиотека образования www.Единыйурок.рф |
|
Дистанционное обучение для детей с ОВЗ
|
https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/
|
Учебники для детей с ОВЗ |
|
Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий |