Дворец детского и юношеского творчества

государственное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования
республики крым

 
 

025@crimeaedu.ru       

 

ddytlogoban

 
 

Доступная среда

 

 

Инструкция по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан при посещении ГБОУ ДО РК ДДЮТ

Паспорт доступности № 1

Паспорт доступности № 2

Приказ о создании условий доступности

 

Проект «Доступная среда» – общие понятия

 

Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно. 

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам. 

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. 

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: 

инвалиды, 
- люди с временным нарушением здоровья, 

- беременные женщины, 

- люди старших возрастов, 

- люди с детскими колясками и т.п .

 

Нормативно-правовые документы

Конвенция о правах инвалидов

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2022) (актуальная редакция действует с 01.01.2023)

Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.04.2011 № 73-р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры»

СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»

Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»

В ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» с 2012 года ведётся активная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Всего в ДДЮТ обучается 166 детей данной категории.

Дети имеют возможность обучаться как в специализированных группах для детей с ОВЗ, так и в общих (инклюзивных) группах. В нашем учреждении организовано обучение в 58 инклюзивных группах, где обучается 46 детей с ОВЗ и с инвалидностью. В специальных группах обучается 120 детей. Их обучение ведется по художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, технической направленностям.

Широкий спектр направлений инклюзивных групп позволяет детям с ОВЗ развивать свои способности в области компьютерных технологий, в изобразительном искусстве, росписи по шелку, бисероплетении, фитодизайне, создании мягкой игрушки, в изучении иностранных языков, в вокальном и инструментальном исполнении, танцах, спортивной акробатике, художественной гимнастике, шахматах, карате, картинге, актерском мастерстве.

Специальные группы для детей с ОВЗ, в которых обучение проходит по 7 адаптированным образовательным программам – это:

- Кружок «Очумелые ручки», педагог – Самойлова Н.А.;

- Студия ИЗО «Акварель», педагог – Антипцева И.В.;

- Секция шахмат «Гамбит», педагог – Пахманов Б.Г.;

- Кружок «ИКТешка», педагог – Пинчук Н.Н.;

- Студия «Умельцы» и «Ладушки» (на базе ГБОУ РК Симферопольской специальной школы-интернат №2), педагог – Выгривач С.А.;

- Театр - Танца «Слышащие сердцем» (на базе ГБОУ РК Симферопольской специальной школы-интернат №2), педагог – Гарькавая Е.С.

Допустимый возраст обучающихся с ОВЗ регламентируется адаптированными дополнительными образовательными (АДОП) и дополнительными образовательными программами.

Разработка адаптированных программ осуществляется с учетом требований приказа Минпросвещения РФ от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Основанием для приема детей с ОВЗ на обучение по адаптированным дополнительным образовательным программам (т.е. специальные группы) является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и/или документ, подтверждающий статус ребенка-инвалида, индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА, родители предоставляют на свое усмотрение).

Если в общей группе обучается ребенок с ОВЗ (имеются документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида), эта группа становится инклюзивной. В противном случае группа инклюзивной считаться не может.

Все документы (копия заключения ПМПК, копия справки об инвалидности, копия ИПР) хранятся у педагога-психолога, который несет ответственность за хранение и неразглашение личной информации (закреплено в Положении о приеме и отчислении детей с ОВЗ).

В ГБОУ ДО РК «ДДЮТ», большую роль в развитии, обучении и коррекции детей с ОВЗ играют психологи.

При поступлении ребенка с ОВЗ во Дворец психологи проводят предварительное изучение медицинских показаний, заключений ПМПК и рекомендаций. Также проводится опрос родителей и знакомство педагога-психолога с ребенком. Во время встречи устанавливается первичный визуальный и эмоциональный контакт с ребенком, изучение его индивидуальных способов адаптации, коммуникативных навыков, уровня развития когнитивной сферы, речи, особенности эмоционально-волевой сферы (на сколько это представится возможным). В результате все полученные данные вносятся в индивидуальную карту обучающегося и учитываются при разработке рекомендаций для педагогов и дальнейшей коррекционной работы.

Особенность и в тоже время сложность работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» заключается в том, что в одной группе могут заниматься дети различных нозологических групп и разного возраста. Педагоги выстраивают свою работу таким образом, чтобы на одном занятии использовать наглядность, различные методы и способы подачи материала, опираясь на индивидуальные особенности восприятия и переработки информации. В помощь педагогу родители выступают в качестве тьюторов.

Педагоги создают на занятиях атмосферу уюта и семейного комфорта, что является важнейшим фактором для успешной адаптации и плодотворного обучения детей.

Педагоги внедряют опыт ведущих специалистов и, конечно же, как творческие личности, разрабатывают свои подходы.

Для эффективной работы с детьми с ОВЗ осуществляется постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы.

Раз в месяц проводятся, группы-встреч (общая группа, в которой участвуют родители нормотипичных детей и детей с ОВЗ вместе). В работе групп-встреч используются: тренинговые упражнения, дискуссии, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ поступков, чувств детей и родителей, анализ типов коммуникаций, различных ситуаций, анализ и коррекция жизненных сценариев, психологическое просвещение.

После работы в группе-встреч по запросу родителей проводятся индивидуальные консультации для решения личных проблем или назначаются дополнительные занятия психолога с ребенком.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью проводится по запросу родителей. Для эффективной работы педагог-психолог заполняет индивидуальный коррекционно-восстановительный маршрут.

Направления деятельности педагога-психолога с детьми с ОВЗ и инвалидностью:

1.        Диагностическая работа.

2.        Консультативная работа (для всех участников образовательного процесса).

3.        Коррекционно-развивающая и коррекционно-восстановительная работа.

4.        Психологическое просвещение участников образовательного процесса.

5.        Социализация и социальное развитие детей с ОВЗ и инвалидностью.

6.        Создание благоприятной атмосферы в ДДЮТ, необходимых для социализации детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в «ДДЮТ» проходит интересно и насыщенно. В учреждении систематически организовываются выставки творческих работ детей с ОВЗ, концерты занимающихся по классу фортепиано; обучающиеся участвуют в турнирах по шахматам. Для ребят проводятся воспитательные мероприятия, праздники:

- праздник, посвященный Дню народного единства;

- развлекательное мероприятие, посвященное международному дню инвалида;

-  неделя инклюзивного образования, которая завершается концертно-развлекательным инклюзивным мероприятием «Фестиваль талантов»;

-  новогодние утренники.

 

На ежеквартальных совещаниях для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, мы совместно рассматриваем проблемные вопросы, анализируем эффективность использования различных педагогических и психологических методов на занятиях. Психологи и педагоги ДДЮТ делятся своим опытом с педагогами дополнительного образования Крыма на республиканских семинарах и методических объединениях. 

Фотографии объектов

 

Доступ к информационным системам и информационно-

телекоммуникационным сетям, электронные образовательные ресурсы

Имя ссылки

Ссылка

Конструктор специальной индивидуальной программы развития для детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР

https://ikp-rao.ru/konstruktop-sipr/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://srtv.fcior.edu.ru/

 

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

 

Министерство образования и науки РФ

 

https://minobrnauki.gov.ru/

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 

http://school-collection.edu.ru/

 

Электронная библиотека образования

www.Единыйурок.рф

https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/

Дистанционное обучение для детей с ОВЗ

 

https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/ 

 

 

Учебники для детей с ОВЗ

https://ikp-rao.ru/uchebniki-dlya-detej-s-ovz/

Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий

https://edu.gov.ru/distance