Творчество безграничных возможностей!
- Подробности
- Опубликовано 09.12.2022 08:39
(выставка работ, посвященная Международному дню инвалидов)
Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В.А.Сухомлинский
В начале декабря общество традиционно уделяет особое внимание людям с ограниченными возможностями. Так, и в нашем Дворце детского и юношеского творчества традиционно к 3 декабря – Международному дню инвалидов – приурочена выставка творческих работ обучающихся с ОВЗ «Безграничный мир творчества».
Её цель – стимулирование развития творчества особенных детей, их социальную реабилитацию средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства в процессе образовательной деятельности в кружках и студиях учреждения, в консультационно-коррекционной работе психологической службы.
На этот раз инициаторы идеи в лице психолога Маркевич-Палей Аллы Арамовны, специалистов отдела декоративно-прикладного творчества удивили посетителей и количеством работ, и организацией самого выставочного пространства.
Если бы не напоминание афиши о том, что представленные работы выполнены детьми-инвалидами, то об этом легко можно было бы забыть – настолько сложны и прекрасны творения их рук. Да, дети с ограниченными возможностями живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но они с большим удовольствием рисуют, лепят, делают аппликации, шьют и т.п. Их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с особенностями развития в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней. Через своё творчество они пытаются достучаться до здоровых сверстников и взрослых: «Я – есть! Я – личность!». Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, поощрение, возможность творчества.
Безусловно, творчество – постоянный спутник детства. В этой связи рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей. Работы воспитанников педагога дополнительного образования Антипцевой Ирины Викторовны из студии «Акварелька» очень разнообразны по тематике и жанрам: пейзажи и натюрморты, излюбленные сказочные сюжеты; есть даже мифологический «Грифон», изображённый Никульченко Павлом 11 лет.
Это свидетельствует о том, что педагог большое внимание уделяет гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся данной категории, тем самым реализуя единую методическую тему учреждения.
Нетрадиционные техники используют в своих работах учащиеся Самойловой Натальи Александровны, ведь они из «Очумелых ручек»! В «картинах» «Ёлка», «Сова» гармонично соединены краски, пластилин и фетр. Полюбоваться ими нам предоставил возможность уже обучающийся «со стажем» – 14-летний Файчук Андрей. Здесь же парят, оформленные в гирлянду-подвеску, вертолёт, рыбка и дельфин, вырезанные из тонкого древесного материала.
Ребята из студий «Умельцы» и «Ладушки» вместе со своим руководителем – Выгривач Светланой Анатольевной – умело используя пластилин, приглашают нас отправиться в космическое путешествие. В осенних поделках из природного материала, действительно, ощущается дыхание осени: разноцветная листва разнообразных растений, шишки, каштаны, жёлуди – всё служит созданию неповторимого колорита и соответствующего настроения. Также в этом разделе выставки представлены работы в технике «оригами»: впечатляют своей экзотичностью причудливые розовые цветы и милые юркие рыбки подводного мира…
Поражает своим размахом экспозиция работ воспитанников, которым открывает «окно в мир», т.е. помогает социализироваться психолог Таболина Светлана Михайловна. Здесь можно полюбоваться «картинами», выполненными в технике «Пластилинография». Чего тут только нет! И рыбы, и дельфины, и кошечки, и уточки, природа, сказочные мотивы… Помните Женю и Витю из «Цветика-семицветика» В.Катаева?
Так вот, на выставке среди более чем 80 работ, четыре посвящены этому чудесному цветку! Может, ребята мечтают о чудодейственном исцелении при помощи волшебного семицветика?.. О тематическом многообразии проблем, поднимаемых педагогом-психологом в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра, свидетельствуют пластилиновые изображения врача «Скорой помощи», фигуристки на Олимпиаде в Пекине, светофор и многое другое.
Работы наших воспитанников, выполненные красками, карандашами и пластилином, – калейдоскоп ярких, необычных и очень трогательных картин, каждая из которых имеет свою историю создания.
Но не только изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество подвластно особенным детям. Мальчики и девочки 9-11 лет с успехом занимаются компьютерной графикой в кружке «Иктешка» с педагогом Пинчук Натальей Николаевной, о чем красноречиво говорят выставочные образцы. Темы работ включают и государственные праздники (День народного единства, 8 Марта), и пейзажи, и натюрморты, и компьютерные схемы. Всё выполнено технично, лаконично, аккуратно и интересно!
Глядя на представленные работы, можно с уверенностью сказать, что возможности наших детей поистине безграничны! И именно благодаря творчеству происходит процесс реабилитации и социализации, что невозможно без помощи и поддержки находящихся рядом взрослых. Высокая ответственность и оптимизм, вера в успех и признание позволяет нашим педагогам и психологам добиваться высоких результатов в нелёгкой, но благородной (как бы высокопарно это ни звучало) работе с особыми детьми.
Методист отдела социально-культурной деятельности ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» И.В.Бессараб